Spacer
Главная Новости 21.03.17 г. Росагроснаб по приглашению Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам принял участие в парламентских слушаниях на тему «Законодательное обеспечение развития переработки сельскохозяйственной продукции».
21.03.17 г. Росагроснаб по приглашению Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам принял участие в парламентских слушаниях на тему «Законодательное обеспечение развития переработки сельскохозяйственной продукции». Печать
росагроснабгосдума21минсельхоз марта Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам провел парламентские слушания на тему «Законодательное обеспечение развития переработки сельскохозяйственной продукции». В обсуждении приняли участие депутаты ГД, представители министерств и ведомств, законодательной и исполнительной власти регионов, научного сообщества и товаропроизводителей.

Председатель аграрного Комитета ГД Владимир Кашин заявил, не будет ошибкой, если развитие перерабатывающей промышленности мы назовем альтернативой сырьевому АПК и, исходя из этого, выберем приоритеты. Пищевая и перерабатывающая промышленность - это более 15% в структуре промышленного производства на уровне топливной промышленности и металлургического производства».

Подняв вопросы сокращения поголовья крупного рогатого скота и молочного стада, Кашин выступил с критикой существующих торговых балансов (наценок) как по молоку, так и по зерновым и сахару. Мощности перерабатывающей промышленности также находятся в зоне риска, «импортозамещением здесь даже не пахнет», - заявил он, - «а нужно заниматься восстановлением, на уровне мировом, когда не пропадал и кусочек шерсти». Тормозит развитие перерабатывающей промышленности, по словам В.Кашина, и логистика, и холодильная промышленность, и низкая заработная плата на селе, и многое другое.

Сегодня пищевая и перерабатывающая промышленность включает в себя более 30 отраслей, объединяющих 44 тысячи действующих организаций, где занято около 1,3 миллиона человек. Стратегической целью является обеспечение гарантированного и устойчивого снабжения населения страны безопасным и качественным продовольствием.

Статс-секретарь - заместитель Министра сельского хозяйства РФ Сергей Левин сообщил, что в минувшем году более трети от произведенного в стране молока, зерновых и другой сельхозпродукции было направлено на переработку. Выручка перерабатывающей промышленности в 2016 году превысила 6 трлн рублей. Россия на сегодняшний день вышла на второе место по экспорту и производству подсолнечного масла, стабильную динамику демонстрирует производство сахара (объем производство вырос на 30%), мяса, мукомольной отрасли.

Левин привел данные: «Объем производства сыров и сыроподобной продукции в 2016 г. по сравнению с 2013 г. вырос почти на 38% и достиг 600 тыс. тонн. В первую очередь, конечно, нужно отдать должное санкционной войне, это прямое следствие тех ограничений, которые были введены на поставку импортной продукции». Однако замминистра отметил: показатель обеспеченности молоком около 80%, существует проблема с фальсификатом молочной продукции. Износ оборудования в переработке достиг уже 60%. По убеждению Левина, необходимо льготное кредитование и ряд других мер, включая интервенции на рынке молока и молочной продукции, а также совершенствование системы существующих технических регламентов, но «ключевым вопросом является финансирование».

Левин заявил: «Турция на нашем зерне в грубейшее нарушение всех правил ВТО выстроила мощнейшую субсидируемую со стороны государства мукомольную отрасль и заняла практически все арабско-азиатские рынки, которые могла». Между тем Россия не предпринимала аналогичных мер поддержки - в итоге сейчас экспортирует зерно, а не муку и продукты более высокого передела.
Участники парламентских слушаний поднимали вопросы производства специализированного оборудования для переработки сельхозпродукции для сыроварен, виноделия, холодильного оборудования. Затрагивался комплекс проблем, связанных с импортозамещением в производстве перерабатывающего оборудования, с разработкой стратегии продвижения отечественного оборудования на рынке, созданием специализированных каталогов существующих машин и оборудования для пищевой промышленности и производства.

Выступающие просили помощи и финансовой поддержки государства для предприятий глубокой переработки, создания региональных логистических центров, переоборудования и модернизации, консолидации торговых сетей, товарных интервенций, развития лизинга, а также интеграции научных исследований по качеству производства продукции на федеральном уровне.

Многие участники парламентских слушаний предлагали ориентироваться на социальный уровень, выступали с критикой торговых сетей Ашан, Пятерочка, Лента и других, предпочитающих торговлю продукцией низкого качества, вместо продвижения качественной местной продукции. Поднимали вопросы транспортной наценки, превращения начисления НДС в налог на доход для предприятий перерабатывающей промышленности, говорили о сложностях получения льготных кредитов на местах.

В ходе заседания отмечался низкий уровень инвестиций, высокие энерго- и транспортные тарифы. Участники слушаний констатировали, что в последние годы был принят ряд законов и документов, направленных на развитие и повышение эффективности переработки сельскохозяйственной продукции. При этом развитие аграрной сферы, в частности, отраслей переработки сельхозпродукции, происходило в сложной социально-экономической ситуации, в условиях санкций, глобализации экономики и интеграционных процессов на экономическом пространстве СНГ.

Реализация госпрограмм развития сельского хозяйства и развития рыбохозяйственного комплекса, импортозамещения позволили сохранить положительную динамику развития большинства отраслей переработки сельскохозяйственной продукции. Но, несмотря на принимаемые меры, ряд важных проблем системного характера, сдерживающих развитие, остается, среди них: износ технологического оборудования (достигает до 60%), недостаток производственных мощностей по отдельным видам переработки сельхозсырья; низкий уровень конкурентоспособности; неразвитая инфраструктура логистики; недостаточное соблюдение экологических требований; высокая волатильность цен на зерно, мясо и масличные культуры; недостаточное развитие производства пищевых ингредиентов - витаминов, витаминно-минеральных премиксов, аминокислот, изолятов не только для производства пищевых продуктов, но и кормов для животноводства и аквакультуры.

Для развития отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности требуется совершенствование нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность участников товародвижения на агропродовольственном рынке, развитие выставочной деятельности и различных форм торговли, включая биржевые и электронные торги продовольственными товарами, позволяющие обеспечивать сбыт продукции и развитие отечественных товаропроизводителей, а также более полно использовать имеющиеся производственные мощности для продвижения новых видов продукции на внутренний и внешний рынки.

Важной задачей является обеспечение закупок пищевой продукции для государственных и муниципальных нужд и поставок продовольствия в учреждения социальной сферы. Требуемые размеры внутренней продовольственной помощи потенциально могли бы сформировать дополнительный спрос на продукцию отечественной пищевой и перерабатывающей промышленности в объеме порядка 11 млн тонн ежегодно или 670 млрд рублей в стоимостном выражении.

Обсудив выступления и рассмотрев материалы, поступившие в профильный комитет Госдумы, участники парламентских слушаний «приняли за основу» рекомендации Правительству РФ и профильным федеральным органам исполнительной власти об ускорении внесения в Государственную Думу более 15 проектов федеральных законов, об обеспечении своевременного финансирования в 2017 году мероприятий Госпрограммы развития сельского хозяйства, а также увеличения объемов ее финансирования в объеме не менее 100 млрд рублей, о разработке подпрограммы «Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности» и ряд других предложений.

Органам государственной власти субъектов Федерации рекомендовано: принять меры по подготовке к своевременному проведению сезонных полевых работ 2017 года; обеспечить вовлечение в сельхозпроизводство неиспользуемых земель сельхозназначения; завершить работы по утверждению перечней особо ценных продуктивных сельхозугодий с установлением их границ и другие меры, направленные на стимулирование производителей к выпуску качественной пищевой продукции.

 


 
Spacer